База комплектации материалами
верхнего строения пути

8-800-234-34-53 (бесплатный звонок по России)
тел: +7 (343) 228-34-34 факс: +7 (343) 228-34-38

Балластная призма

Балластный слой для железнодорожного пути устраивается из сыпучих и хорошо проводящих воду материалов. Он должен обеспечивать устойчивость пути и обладать упругими свойствами. В качестве балласта применяется щебень, асбест1, гравий, песок.

1 С 1993 г асбест стал называться “смесью песчано-щебеночной из отсевов дробления серпентинитов для балластного слоя железнодорожного пути”.

При особо тяжелом типе верхнего строения пути для устройства балластного слоя применяется щебень на подушке из песка, а также асбест.

При тяжелом типе верхнего строения применяется щебень и асбест на подушке из песка.

При нормальном типе верхнего строения пути может применяться любой вид балластного материала.

На черт. 3 - 12 даны поперечные профили балластной призмы (размеры на черт. 3 - 12 указаны в метрах), которые были введены в 1964 г. для применения при реконструкции, а также при капитальном и среднем ремонтах, если при этом предусмотрена постановка пути на щебень и асбест. Основные размеры балластной призмы приведены в табл. 4.

Таблица 4. Основные размеры балластной призмы

 

Показатель Типы верхнего строения пути
Особо тяжелый Тяжелый Нормальный
Толщина балластного слоя под шпалой при двухслойной балластной призме и деревянных шпалах, см:      
щебеночный или асбестовый слой 35 30 25
подушка из песка 20 20 20
То же при железобетонных шпалах:      
щебеночный или асбестовый слой 40 35 30
подушка из песка 20 20 20
Ширина плеча балластной призмы, см1 45 35 25*
Крутизна откосов балластной призмы 1:1,5 1:1,5 1:1,5
Рекомендуемая ширина земляного полотна на прямых участках пути, м:      
на однопутных линиях 7,5 7,0 6,5
на двухпутных линиях 11,6 11,1 10,6
1 Ширина плеча указана для случая применения шпал длиной 2,70 м; при шпалах другой длины (2,75 или 2,80 м) плечо уменьшается.
* На кривых участках пути радиусом менее 600 м плечо балластной призмы с наружной стороны кривой принимается равным 35 см.
Примечание. При подушке из гравия толщину слоя щебня или асбеста можно уменьшать на 5 см за счет увеличения на эту величину толщины подушки.

 

На поперечных профилях щебеночной призмы размеры даны для плотного сложения балластных материалов. При укладке щебня вновь, толщину его под шпалой следует увеличивать для компенсации осадки на 20 % проектной толщины при размерах частиц щебня 25 - 70 мм и на 15 % при размерах частиц 40 - 70 мм.

Верх щебеночного балластного слоя при деревянных шпалах должен быть на 3 см ниже их верхней пласти, а при железобетонных шпалах - в одном уровне с верхней пластью их средней части.

При новых профилях балластной призмы должна предусматриваться обочина земляного полотна шириной 50 - 60 см.

Чертежи балластной призмы приведены с подушкой из песка. При подушке из гравия и других соответствующих ему материалов размеры балластной призмы должны быть изменены согласно табл. 4.

До 1964 г. в балластных призмах допускалась толщина щебеночного слоя до 25 см, а крутизна откосов до 1:1,25.

Ширина плеча балластной призмы должна быть не менее 25 см, а ширина обочины - не менее 50 см.

image013

Черт. 3. Поперечные профили балластной призмы из щебня на песчаной подушке для особо тяжелого типа верхнего строения пути на однопутных участках:

а, б - соответственно в прямых и кривых на деревянных шпалах; в, г - то же на железобетонных шпалах; h - возвышение наружного рельса; 1 - щебень; 2 - песок

image014

Черт. 4. Поперечные профили балластной призмы из щебня на песчаной подушке для тяжелого типа верхнего строения пути на однопутных участках:

а, б - соответственно в прямых и кривых на деревянных шпалах; в, г - то же на железобетонных шпалах; h - возвышение наружного рельса; 1 - щебень; 2 - песок

image015

Черт. 5. Поперечные профили балластной призмы из щебня на песчаной подушке для нормального типа верхнего строения пути на однопутных участках:

а, б - соответственно в прямых и кривых на деревянных шпалах; в, г - то же на железобетонных шпалах; h - возвышение наружного рельса; 1 - щебень; 2 - песок

image016

Черт. 6. Поперечные профили балластной призмы из щебня на песчаной подушке для особо тяжелого типа верхнего строения пути на двухпутных участках:

а, б - соответственно в прямых и кривых на деревянных шпалах; в, г - то же на железобетонных шпалах; А - уширение междупутья в кривых; h - возвышение наружного рельса; 1 - щебень; 2 - песок

image017

Черт. 7. Поперечные профили балластной призмы из щебня на песчаной подушке для тяжелого типа верхнего строения пути на двухпутных участках:

а, б - соответственно в прямых и кривых на деревянных шпалах; в, г - то же на железобетонных шпалах; А - уширение междупутья в кривых; h - возвышение наружного рельса; 1 - щебень; 2 - песок

image018

Черт. 8. Поперечные профили балластной призмы из щебня на песчаной подушке для нормального типа верхнего строения пути на двухпутных участках

а, б - соответственно в прямых и кривых на деревянных шпалах, в, г - то же на железобетонных шпалах, А - уширение междупутья в кривых, h - возвышение наружного рельса, 1 - щебень, 2 – песок

image019

Черт 9. Образец поперечного профиля балластной призмы из щебня с покрывающим слоем из асбестового балласта на песчаной подушке для тяжелого типа верхнего строения пути:

1 - асбест; 2 - щебень, 3 - песок

image020

Черт 10. Образец поперечного профиля балластной призмы из асбеста на песчаной подушке для нормального типа верхнего строения пути:

А - уширение междупутья в кривых, h - возвышение наружного рельса, 1 - асбест; 2 - песок

image021

Черт 11. Образец поперечного профиля балластной призмы из щебня на земляном полотне из скальных грунтов, чистого крупно- и среднезернистого песка для тяжелого типа верхнего строения пути:

1 - щебень

image022

Черт 12. Образец поперечного профиля балластной призмы из щебня с выпуском гравийной подушки для тяжелого типа верхнего строения пути:

1 - щебень, 2 - гравий

Основные требования к щебню из природного камня для балластного слоя железнодорожного пути по ГОСТ 7392-85
(введен с 1 января 1986 г. взамен ГОСТ 7392-78)

1. Стандарт распространяется на щебень из природного камня, получаемый методом дробления горных пород и используемый в качестве балластного слоя железнодорожного пути.

Щебень должен применяться в соответствии со строительными нормами и правилами, и другими нормативными документами, утвержденными в установленном порядке.

2. В зависимости от вида исходной горной породы щебень изготавливают из скальных пород или валунов и гравия.

3. К щебню предъявляют требования по следующим показателям:

- зерновому составу;

- содержанию частиц размером менее 0,16 мм;

- содержанию дробленых зерен (в щебне из валунов и гравия);

- прочности;

- содержанию зерен слабых пород;

- содержанию глины в комках;

- морозостойкости;

- электроизоляционным свойствам.

4. В зависимости от крупности зерен щебень подразделяют на две фракции с размером зерен от 25 до 60 мм и от 5 до 25 мм. На железных дорогах общего пользования щебень фракций от 25 до 60 мм предназначается для балластировки главных путей, щебень фракций от 5 до 25 мм - для балластировки станционных и подъездных путей.

5. Приемочный контроль качества щебня на предприятии (карьере) - изготовителе проводят в его лаборатории в сроки, указанные ниже:

 

Определение зернового состава щебня и содержание в нем частиц размером менее 0,16 мм................................................. Ежедневно
Определение содержания дробных зерен в щебне из валунов и гравия......................................................................... Ежедневно
Определение содержания в щебне глины в комках, почвы растительного слоя и других органических примесей............ Ежедневно
Определение истираемости в полочном барабане или сопротивления удару на копре ПМ........................................... Один раз в квартал
Определение содержания в щебне зерен слабых пород......... Ежедневно
Определение морозостойкости.................................................. Один раз в год
Определение электроизоляционных свойств щебня............... При геологической разведке месторождений и один раз в год

 

6. Каждую партию отгружаемого щебня сопровождают документом о качестве, в котором указывают:

- наименование предприятия-изготовителя и его адрес;

- номер и дату выдачи документа;

- наименование получателя и его адрес;

- номер вагона, накладных и количество отгружаемого щебня;

- разновидность щебня (щебень из скальных пород или из валунов и гравия) и название исходной горной породы;

- показатели (фракция, прочность, морозостойкость и др.).

7. Щебень хранят и транспортируют раздельно по фракциям; при этом должно быть обеспечено предохранение его от загрязнения.

Основные требования к гравийному и гравийно-песчаному балласту для железнодорожного пути по ГОСТ 7394-85
(введен с 1 января 1986 г. взамен ГОСТ 7394-77)

1. Стандарт распространяется на гравийный и гравийно-песчаный балласт, который является природной песчано-гравийной смесью, образовавшейся в результате естественного разрушения горных пород, и используемой в качестве балластного слоя железнодорожного пути.

Гравийный балласт должен применяться на приемо-отправочных и других станционных путях, а также в качестве подушки под щебеночный и асбестовый балласты; гравийно-песчаный - на малодеятельных станционных, подъездных и соединительных путях и в качестве подушки под все виды балластов.

2. Гравийный и гравийно-песчаный балласт должен характеризоваться следующими показателями:

- зерновым составом;

- содержанием кварцевых зерен прочных изверженных и метаморфических горных пород;

- содержанием зерен слабых пород;

- содержанием пылевидных и глинистых частиц.

3. Приемочный контроль качества балласта на предприятии (карьере) - изготовителе проводят в его лаборатории в сроки, указанные ниже:

 

Определение зернового состава и содержания частиц размером менее 0,16 мм..................................................................................... Ежедневно
Определение содержания пылевидных и глинистых частиц отмучиванием..................................................................................... Один раз в квартал и в каждом случае изменения геологических условий забоя
Определение содержания зерен слабых пород в гравийной части балласта.................................................................................... Один раз в год и в каждом случае изменения геологических условий забоя
Определение содержания кварцевых зерен и зерен прочных изверженных и метаморфических горных пород в песчаной части балласта....................... При геологической разведке

 

4. Каждую партию отгружаемого балласта сопровождают документом о качестве, в котором указывают:

- наименование карьера-поставщика и его адрес;

- номер и дату выдачи паспорта;

- наименование получателя и его адрес;

- номера вагонов, накладных и количество отгружаемого балласта;

- вид балласта (гравийный или гравийно-песчаный);

- показатели (зерновой состав, содержание пылевидных частиц и др.).

5. Гравийный, и гравийно-песчаный балласт транспортируют и хранят в условиях, предохраняющих их от загрязнения.

Основные требования к песчано-щебеночной смеси из отсевов дробления серпентинитов для балластного слоя железнодорожного пути по ТУ 32 ЦП 782-92
(введены взамен ГОСТ 24580-84)

1. Технические условия распространяются на неклассифицированные (рядовые) отходы асбестовых обогатительных комбинатов, которые остаются после отсасывания вакуум-насосами сортовых волокон асбеста из измельченной при многостадийном дроблении и грохочении асбестоносной горной породы - серпентинита (змеевика).

2. К смеси предъявляют требования по следующим показателям:

- зерновому составу;

- истираемости в полочном барабане;

- морозостойкости;

- содержанию почвы и глины в комках.

3. Приемочный контроль качества смеси на предприятии-изготовителе проводят в его лаборатории в сроки, указанные ниже:

 

Определение зернового состава смеси Ежедневно
Истираемость в полочном барабане Один раз в год
Морозостойкость. Один раз в год
Содержание почвы и глины в комках Ежедневно при отгрузке из отвала

 

4. Смесь к месту укладки в путь или к месту складирования доставляют в хоппер-дозаторах или в полувагонах. Перевозка смеси на платформах не допускается, так как при движении поезда смесь интенсивно выдувается ветровыми потоками.

5. Каждую партию отгружаемой смеси сопровождают документом о качестве в котором указывают:

- наименование предприятия-изготовителя;

- номер и дату выдачи документа;

- номера накладных и количество отгружаемой смеси;

- соответствие смеси нормам технических условий.

6. Смесь хранят на открытых площадках, обеспечивая предохранение ее от загрязнения.

// 30.03.17

АО "РЕМСТРОЙПУТЬ" предлагает из новых поступлений костыль 130, подкладку Д65 (с/г), накладку 1Р65 и рельс Р65(с/г)

подробнее

// 13.01.17

Уважаемые коллеги и партнеры в офисе АО «Ремстройпуть» городские телефоны работают в штатном режиме.

подробнее

// 27.12.16

Внимание! В реквизитах изменилось название банка.

подробнее

// 27.12.16

Уважаемые коллеги и партнеры в офисе АО «Ремстройпуть» временно не работают городские телефоны.

подробнее

// 09.12.16

Зимние снижение цен на материалы верхнего строения пути.

подробнее
Подписка на прайс
E-mail

ФИО

Компания
RICCOM поставщик нефтепродуктов и ГСМ
iTex.ru
Концепция дизайна
i-Tex
© 2004 Ремстройпуть
Цитата дня:

Человек расширяет Путь, а не Путь расширяет человека.

Кун Цзы